Персональный коучинг

В АРТ-БИЗНЕСЕ И ТВОРЧЕСТВЕ

Недобросовестные арт дилеры и как их разоблачить

 

 

 

 

Мини-консультации

 

Как продавать картины, скульптуры, фотографи: сформируйте свой прайс.

Вопрос:  Я продаю свои картины сам.  Все  рабочее время я провожу за мольбертом, с утра до позднего вечера, иногда по выходным. Это не легкий труд.  Пожалуйста,  дайте мне несколько  советов, как увеличить  отпускные цены на мои картины?

Планирование карьеры художника

Планирование карьеры художнику и любому творческому человеку нельзя осуществлять исключительно с позиций общественного успеха. Я всегда настаиваю на том, чтобы мой клиент определил личные категории успешности и помогаю ему в этом. Ведь, в конечном счете, что такое успех для художника, как не самовыражение через свои работы? Что может быть горче для него, чем щемящее чувство невысказанности?

Основа маркетинга: целевая аудитория и места продажи

Вы хотите быть успешным как художник, не так ли? И Вы что-то делаете ради этого. Однако, если у Вас нет цельного, логически последовательного понимания того, "Что я делаю? Зачем я это делаю? Куда я иду?", Вам будет не просто. Как специалист в реализации творческих задач, одной из самых распространенных проблем среди художников я вижу, что они ищут свою удачу наугад, они как буд-то бы бредут по бескрайней пустыне.

Творческий процесс и дисцплина.

Когда дело доходит до постановки целей в творческом процессе, такое понятие как "дисциплина" cановится непреодолимым препятствием.
Для творческой личности принятие дисциплины может стать сродни принятию дозы касторового масла. Давление на себя в попытке развивать свой творческий потенциал и привести его к определенной цели заканчивается плачевно. От нас требуется воспитать в себе качество, которое противоестесственно нашей природе. Кому же такое понравится?

Зачем нужен арт-менеджер?

Одна из главных причин, по которой художник не хочет самостоятельно заниматься продажей своих работ – это огромное количество рутинных механических дел,  которые забирают у него драгоценное время, напрягают  обязательностью и, в конечном итоге, отвращают от любой мысли о продажах. Часто роль менеджеров берут на себя жены-дети-родственники, подключаясь всем миром к рассылке приглашений,   созданию сайта, оформлению каталога  и прочее.

 

 

 

 


11Связаться со мной по вопросу творческой карьеры


 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

Я написал тонны статей на протяжении многих лет о правилах поведения для художников:  что делать, как делать, как подойти к той или иной ситуации.  Как оценить свое творчество, как писать, или говорить о своем искусстве с покупателем, как существующим, так и будущим, как продавать, как работать с галереей, как организовать выставку и так далее и так далее... Почему? Потому что быть художником в этом волчьем мире означает гораздо больше, чем творить, запершись в студии, пребывая в Великом Творческом Вдохновении. Поэтому небольшое количество патронов в кармане, прежде чем Вы выставите свои работы на всеобщее обозрение,  безусловно, поможет Вам  найти контакт с этим миром и возможность с ним договориться. Примите это как истину.

Большую часть этого текста я буду говорить про галереи и про подходы дилеров, потому что как ни крути, но именно галереи играют решающую роль в судьбе любого художника, который рассчитывает попасть хоть на какую-нибудь позицию в мире современного искусства. Знаете ли вы что-нибудь об этом? В художественной галерее и среди дилеров, как в любой другой области и профессии, работают люди и среди них попадаются откровенные задницы  – заметим, что таких не много, но вполне достаточно, чтобы сделать невыносимой жизнь любому художнику, который с ними свяжется. Для повышения своего резюме, художники готовы пойти на многое, чтобы добиться сотрудничества с галереей, и недобросовестные дилеры, прекрасно понимая это, точно знают, что делать, чтобы этим воспользоваться, и как далеко можно зайти.
Странное дело, но, похоже, они не понимают, что чем больше художников они обманывают, тем больше их будут избегать, и в конечном итоге, они останутся без тех, за счет кого существуют. Возможно, их это просто не волнуют, или они видят поток простодушных художников столь неисчерпаемым, что полагают, что могут безнаказанно совершать любые мерзости. Независимо от их замысловатой логики, они вполне могут подпортить любую карьеру, поэтому художнику стоит быть очень аккуратным, чтобы не проглотить эту наживку. Поэтому, если у вас сохраняются какие-то иллюзии, что уважаемая галерея просто не может поступить не честно, я здесь, чтобы сказать вам, что вполне даже может  и поступает. Ниже прилагается краткая инструкция, что делать, чтобы избежать таких Дьяволов в шкуре дилеров.

Первый и самый очевидный признак того, что вы столкнулись с недобросовестным объектом, это если к вам пришло ощущение, что из двух сторон, главный тут дилер, а вы не при чем. Так бывает, например, когда вам говорят, что вас просто облагодетельствовали, предоставив стены галереи для показа ваших работ. Или на вас выливается ушат информации о том, какие они преуспевающие, популярные, дорогие, с кем из знаменитостей они знакомы, сколько крупных сделок они провернули и т.д. и т.п. Подобная помпезность  - это однозначно мыльный пузырь. Когда во главу угла выносится то, что вы интересны им только лишь как источник дохода и при этом, они не утруждают себя проявлением малейшего уважения к вам – бегите без оглядки. Если вам приходится унижаться, чтобы обратить их внимание на себя, а они будут решать, сколько уделять вам времени и реагировать на ваши просьбы – снимайтесь с тормозов и быстро! Это не те люди, с которыми можно делать бизнес.

Следующий признак того, что нужно быть начеку - это  когда галерея с порога расписывает фантастические перспективы, престижные выставки, участие в зарубежных ярмарках, впечатляющие цены и массовые продажи, не смотря на то, что они даже не слишком знают о вашем творчестве, а вы не знакомы с ними, и они никогда не продавали ваших работ ранее. Одной из причин подобного поведения является то, что галереи очень часто конкурируют между собой, особенно в больших центрах, и если вам повезло рассматриваться как художнику с хорошим потенциалом, способным поднять престиж галереи или стимулировать продажи, то вы сразу стали мишенью для всевозможных предложений, хороших и сомнительных. Независимо от того, что ими движет, будьте уверены, торговцы не постесняются использовать любые приемы, чтобы заполучить контракт с вами – существует у них возможность выполнить обещанное или нет.
Художники особенно уязвимы на пике своей карьеры, в прожекторе внимания, когда им поступает множество заманчивых предложений от галерей. И хотя многие из этих галерей могут выглядеть довольно симпатично, зачастую они не обладают коммерческим потенциалом, хорошей базой коллекционеров, и без понятия о том, как вести бизнес, чтобы выжить в долгосрочной перспективе. В реальном мире отношения между художником и галерей развиваются постепенно, долго, но не в одночасье. Вас, конечно, могут привлечь сладкие речи и красочные перспективы, но будьте скептичны и понимайте, что львиная доля из обещанного никогда не осуществится. Другими словами, не увязните в разноцветной мишуре. Если вы один из немногих художников, кому посчастливилось получить предложение, идите в опытную, надежную галерею, которая реально оценивает  долгий путь продвижения к вашей славе. И пусть она не обещает вам воздушных замков, поверьте, мнимые  и искусственные взлеты популярности очень опасны, особенно, если популярность и мнение  руководят вами, а не наоборот.
К вашему сведению, все эти взлеты так же быстро могут закончиться полным провалом. В этом бизнесе очень часто ставят все на одну карту и риск проиграться даже выше, чем в казино. Поэтому остерегайтесь азартных игр и не бегайте за мимолетной модой.

Теперь предположим, что Вы нашли подходящую галерею, переговорили с владельцем, получили положительный отклик на свои работы и уже, рисуя себе радужные перспективы, готовы подписать контракт. Вот уж где дьявольский дилер может свободно  заполучить все выгодные для себя условия, особенно, что касается ваших обязанностей по предоставлению работ, либо по срокам. Это особенно наглядно проявляется, если галерея требует каких-то  эксклюзивных прав на продажу ваших произведений на огромной территории, а то и за рубежом, на длительный срок и т.д. И не важно, что у нее до сих пор не было никакой положительной практики в этом, они не продали еще ни одной вашей картины, не говоря уже об организации ваших выставок. От такого дара судьбы есть смысл отказаться сразу. Так же сомнительно  выглядит, когда вас просят прекратить отношения со всеми существующими галереями, либо оплачивать процент от продажи картин в другой галерее (такое бывает, поверьте). Такого рода драконовские условия никогда не должны быть подписаны, даже если вам очень хочется принять предложение о сотрудничестве. Разрыв любых ранее созданных отношений,  связей, прежде чем вы не убедились в возможностях новой галереи и не подтвердили это успешными продажами, подобен самоубийству. Потому что если что-то пойдет не так, у них будут все козыри на руках и повод закрутить вам гайки покрепче. Вы не только сожжете мосты, но, что того хуже, не сможете юридически высвободиться из жестких договорных обязательств.
Продолжая тему драконовских условий, будьте внимательны к галереям, которые не прозрачны в ведении бизнеса, не рассказывают открыто о своих условиях, не обсуждают, как они намерены выставлять и продвигать ваше творчество, как они намерены платить вам, а вместо этого предлагают доминирующие отношения и  откровенный диктат. Предупредительные знаки – это когда они уходят от разговора, либо делают вид, что пока не готовы к обсуждению, не открывают своих контактов с коллекционерами, не называют четких условий оплаты. Некоторые дилеры относятся к художникам как к инфантильным подросткам, которые ничего не понимают в бизнесе, поэтому какой смысл с ними что-то обсуждать. Такие манипуляции с вами как с полным придурком не могут сделать чести ни одной уважающей себя галерее, и согласиться на них, значит поставить крест на своей карьере.

Возвращаясь к контракту без того, чтобы вникать в детали (потому что это тема отдельной статьи), просто запомните: на любую сделку должна быть бумажка, которую можно подержать в руках. Иногда достаточно листа в одну страницу, где указаны намерения сторон и соглашение, к которому вы пришли. Это очень просто. Независимо от того, как мило вы побеседовали, как дружно пришли к согласию, как долго вы друг друга знаете и доверяете – обычного рукопожатия никогда не бывает достаточно, если конечно Вы собираетесь продолжить отношения и не хотите, чтобы они испортились. На самом деле, отказ дилера оформить официально ваши договоренности является явным маячком к грядущим  недоразумениям и коллизиям.
Что же касается получения документа от галереи на то, что уже было ей передано – это даже не обсуждается, как и в случае с контрактом: либо вы получаете бумагу на руки, либо ни на кого потом не обижайтесь.  И не принимайте никаких отговорок от дилера, мол, пока руки не доходят, но все будет ОК. Подобная небрежность или игра в дурачка почти в 100% случаев ничем хорошим не заканчивается, а также является отличным способом для дилера держать художника на коротком поводке. Будьте уверены, что если галерея   недобросовестна, либо не аккуратна в ведении бизнеса, рано или поздно вы окажетесь в ситуации, когда вдруг узнали, что ваши работы, которые находятся на консигнации, уже давно проданы, а положенная вам сумма гонорара якобы значительно меньше расходов  на ваше продвижение  или в таком духе.  Особенно будьте внимательны с дилерами, которые, когда им нужно, вынимают из вас душу, а когда нужно вам, страдают то амнезией, то психическим расстройством.

Относительно стоимости картин, дилеры, которых мы обозначили как  дьяволов, часто соблазняют художников заоблачными ценами, не имея опыта продаж, не обладая каким-либо профессиональным пониманием в ценообразовании. Хотя такие прогнозы в основном теоретичны, но они опасны тем, что  характеризуют дилера как близорукого и жадного типа. Цена художника должна подниматься планомерно и соразмерено предыдущим этапам, быть оправдана его карьерными достижениями. Дилер не может произвольно завышать цену, если это преждевременно, и особенно, если это не оправданно. Художники, цены на которых повышаются слишком резко, часто и стремительно,  рискуют опередить интерес коллекционеров к риску и потерять большую часть из них. И если художник, цены на которого предельно высоки, вдруг попадет в экономический вакуум, он рискует остаться там навсегда. Может случиться так, что большинство галерей просто откажутся с Вами работать, потому что ваши цены не соответствуют их возможностям продавать. Помните, высокие цены часто несут в себе скрытые угрозы, так что будьте внимательны, когда кто-то утверждает, что может сделать вас богатым и знаменитым, не имея на это  рациональных ресурсов.

Хорошо. Теперь пришло время поговорить  о моменте, когда вам нужно получить от галереи деньги за проданную картину. Надеюсь, у Вас на руках имеется письменная договоренность  об этих условиях. Если нет, примите мои соболезнования.  Арт бизнес всегда был жестоким, и в наши дни это никак не изменилось – получить свои деньги часто оказывается непростой задачей, особенно если вы связались с недобросовестным дилером, таким, о которых идет речь в нашей статье. Поэтому давайте рассмотрим тревожные сигналы, которые могут вас предупредить еще до того, как будет совсем поздно.
Обычно дилеры перестают платить после того, как их галереи сталкиваются с финансовыми проблемами.  Уважающие себя дилеры, пытаются связаться с художником и  подумать вместе как можно вырулить из сложной ситуации.  Те же, которых не заботит собственная репутация, будут  делать все, чтобы решить ситуацию за чужой счет  пока корабль тонет.  Поэтому неплохая  идея заключается в том, чтобы мониторить  финансовую ситуацию вашей галереи и анализировать время от времени согласованность их расходов. Если они начинают сокращаться, верный признак того, что деньги начали заканчиваться, поэтому поспешите получить все, что вам положено за проданные работы, потому что высока вероятность, что вскоре это будет сделать очень трудно.  Например, скажем, галерея соглашается на проведение вашей выставки, но когда подходит время, оказывается, что  печать буклетов отменили за неимением средств, а  аренда оборудования для достойной демонстрации работ слишком дорога. Т.е. когда на повестке дня стоит вопрос сохранения галереи на плаву с помощью минимальных затрат, настало время для вас двоих либо обсудить это с прозрачностью до мелочей, либо  начать вам планировать разрыв контракта.
В любом случае, испытывает дилер финансовые трудности, либо нет, постоянные отговорки выплатить вам положенную суму, уже являются  предлогом  для прекращения отношений, особенно когда  эти небылицы никак не связаны с тем, что ваше искусство не продается.
Согласен, что  написанное выше наверняка не столь оптимистично выглядит, как хотелось бы, но такая профилактика необходима любому художнику, чтобы уметь вовремя увидеть предупреждающие знаки и вырулить из  неприятной ситуации, а то и вовсе в нее не ввязываться. Печальная новость в том, что это только первый из двух, а то и трех материалов, которые я планировал написать на  данную тему.  Поэтому, следите за обновлениями.

По материалам сайта artbusiness.com

Вопросы по теме или обсуждение материала тут



Права на перевод защищены законом об авторском праве. Вы можете скопировать текст с указанием ссылки на www.life-coach.org.ua