Персональный коучинг

В АРТ-БИЗНЕСЕ И ТВОРЧЕСТВЕ

Бэнкси против Шепарда Фэйри . Сравнение и  анализ рынка искусства.


Материалы по теме

Скажи мне, кто твой коуч

Для того, что бы ответить на вопрос, кто такой коуч следует еще раз вернуться к самому понятию коучинга. Коучинг – это методика, синтезировавшая лучшее из психологии, спортивной психологии, менеджмента, финансов, философии эволюционного развития, и направленная на достижение максимального прогресса клиентов. Соответственно, коучами зачастую выступают либо профессиональные психологи, либо бывшие (а порой и практикующие) бизнесмены.

Как подать заявку на творческие гранты от общественных, коммерческих и некоммерческих организаций, поддерживающих художников и искусство.

 

Как продавать картины, скульптуры, фотографи: сформируйте свой прайс.

Вопрос:  Я продаю свои картины сам.  Все  рабочее время я провожу за мольбертом, с утра до позднего вечера, иногда по выходным. Это не легкий труд.  Пожалуйста,  дайте мне несколько  советов, как увеличить  отпускные цены на мои картины?


Карьера художника: Единственный способ попасть туда, куда Вы хотите - это знать, куда Вы идете.

Вы хотите быть успешным как художник, не так ли? И Вы что-то делаете ради этого. Однако, если у Вас нет цельного, логически последовательного понимания того, "Что я делаю? Зачем я это делаю? Куда я иду?", Вам будет не просто. Как специалист в реализации творческих задач, одной из самых распространенных проблем среди художников я вижу, что они ищут свою удачу наугад, они как буд-то бы бредут по бескрайней пустыне.

Творческий процесс и дисцплина.

Когда дело доходит до постановки целей в творческом процессе, такое понятие как "дисциплина" cановится непреодолимым препятствием.
Для творческой личности принятие дисциплины может стать сродни принятию дозы касторового масла. Давление на себя в попытке развивать свой творческий потенциал и привести его к определенной цели заканчивается плачевно. От нас требуется воспитать в себе качество, которое противоестесственно нашей природе. Кому же такое понравится?


11Связаться со мной по вопросу творческой карьеры


 

 

 

 



 

 

 

 

Вы инвестируете в искусство? Неужели  Вы до сих пор удивляетесь, как быстро иногда картины поднимаются в цене? Прекрасно! Если Вы так увлекаетесь рассуждениями на эту тему, то вот Вам небольшой рассказ о двух художниках, который поможет  понять, как устроен   мир искусства.


Тем не менее, что же это за тандем:  искусство и деньги? Художники мучаются о том, какие цены поставить на свои работы. Коллекционеры переживают, стоят ли картины, которые они покупают тех денег, которые за них просят? Даже дилеры беспокоятся, где та тонкая грань между разумностью и нелепостью, к  которой можно привести свою ценовую стратегию.  И фактически, у всех нас есть понимание, что бывают моменты, когда искусство не стоит ничего.


Действительно, отношение между искусством и деньгами может ввести в заблуждение, особенно, если вы не знакомы с деловой стороной вещей. Но если  вы внимательно присмотритесь на то, как профессионалы анализируют и оценивают искусство и его рынки, то поймете, что  почти всегда есть место  методологическому  расчету, и оно гораздо весомее, чем доля абстрактных предположений.
В самом деле, в подавляющем большинстве арт-рынок упорядочен и прогнозируем, независимо от того, на какой вы стороне – продавца или покупателя.  Конечно, время от времени стабильность уступает место неожиданным всплескам, но рано или поздно все возвращается в свою колею:  строгие хранители традиций  неусыпно блюдут рынок и не подпускают к нему неофитов и мошенников.  И  даже если парочке из них и удастся пробиться, в целом это не может повлиять на общую монолитность  и традиционализм на арт-рынке. 
Понятие денег в искусстве начинается с довольно невинных  простых  правил: творческий рост художника приводит к увеличению стоимости его работ. На этом этапе взаимосвязь выглядит  прозрачной, цена складывается из понятных вещей: арендной платы за мастерскую, стоимости материалов, количество времени, потраченное на создание работы, ее размеров и тому подобное, как например  географическое расположение художника, что  так же является одним из факторов. Проще говоря, если стоимость жизни низкая, при прочих равных условиях  Вы можете позволить себе заряжать более низкую цену.

Все это может продолжаться долгое время, покуда в процесс не включаются дилеры, кураторы, коллекционеры, искусствоведы, критики. Плюс к этому, неожиданно к объективным факторам прибавляются мнения третьих сторон, конкурентов, политиков, какие-то новые общественные требования, все кто имеет доступ к публицистике, все, к чьему мнению прислушиваются,  и пошло и поехало…  Так начинается чудесный период творческого хаоса в карьере художника, с момента, когда его впервые заметили и на протяжении всего времени, в котором художник уверенно двигается из года в год, предъявляя обществу свои новые работы, демонстрируя рост творчества и популярности, привлекая все большее внимание специалистов и знатоков, которые пребывают в позиции замершего охотника. В то же время, ясность перспективы этого периода остается неуловимой, потому что мало кто может с уверенностью сказать, что в один прекрасный день вдруг раскроется прекрасное будущее этих работ.

В этом смысле все искусство есть сплошная умозрительная спекуляция. Поскольку само творчество  не имеет материальной ценности, ценность может быть только созданной и никогда не обоснованной цифрами. Просто существует некая степень риска: от разумного до нелепого.  Например, при нормальных условиях уровень цен на работы художников  на различных этапах их карьеры находится в рамках, прописанных в Конвенции: постепенно и упорядоченно повышаются цены на творчество  художников, и зависят  от их заслуг и особенностей карьеры. Т.е. мы наблюдаем определенную  традицию. Конечно, художник в любой момент может изменить направление или даже оставить искусство, нарушив тем самым некий  ритм, но в целом, шансы на резкие изменения тем меньше, чем больше  художников. А так, рост цен вполне предсказуем, соответствует  личным достижениям художника, количеству показов, публикаций, наличием работ в коллекциях музеев и частных коллекционеров. Т.е. рост цен прямо пропорционален количеству достижений.  Вы следите за мной? Хорошо. Скучная описательная часть статьи закончилась. Пора  перейти от анализа и классического маркетинга к тому, что называется в искусстве спекуляцией на созерцании.

Возьмем  два таких имени как Бэнкси и Шепард Фэйри, оба бесспорно влиятельных таланта, которые прочно укоренились в  искусстве, оба активно работают примерно в один и тот же период и при этом нельзя найти более различную аудиторию, на которую рассчитано их творчество. Сейчас я уже не буду  претендовать на мысль о том, что творческое мастерство каким-то образом влияет на карьеру, а попробую  посмотреть  как бы взглядом со стороны, возможно справедлива и другая позиция? Потому что, когда я наблюдаю за этими двумя художниками, я вижу яркий пример относительности в  искусстве и то, как прекрасно это явление сосуществует в каждой из позиций.
С одной стороны мы имеем классический пример Шепарда Фэйри, который постепенно и уверенно восходил на ступени Олимпа, год за годом предоставляя общественности все новые подтверждения неуклонного развития своего таланта, показ за показом, без резкого колебания в ценах, без каких-либо изменений в философии и творчестве. Всегда одна цель, одно понятное послание, одна тематика и, самое главное, одна аудитория. Да, цены возрастали на протяжении долгих лет, но они были предсказуемыми и понятными, и почти все, кто приобретал Фэйри в конце 90-х, с таким же успехом имеют возможность купить  его и сегодня.  Другими словами, его стратегия развития обращена к  любому, кто испытывает какой-то интерес к  работам художника, превращая их постепенно из  начинающих любителей в команду стойких преданных коллекционеров. Причины этого хорошо контролируемого процесса вероятно лежат в творчестве самого художника, его философии и убеждениях, но могут так же включать советы от дилеров и  других знатоков искусства. И это есть пример классического стабильно развивающегося рынка. Шепард произвел и продолжает производить  картины как маленькая фабрика, сделал тысячи продаж в различных ценовых категориях, имеет отличный список заслуг и, как результат  уверенную стабильность в  жизни.

Теперь держитесь за свои шляпы, потому что мы пойдем на противоположную сторону, где представлено творчество Бэнкси – яркий пример спекуляции в мире де Жюра. Всего три года назад его продаж хватало на поддержание штанов, а сегодня, играючи,  он жонглирует суммами в десятки тысяч долларов. Но что это за игра? Сторонники Бэнкси говорят о том, что его якобы поддерживают поклонники, например,  сумма  в несколько сотен тысяч долларов от от Анджелины  Джоли. Но означает ли это что-нибудь? Влияет ли это на доверие, которое оказывается инвестициям в его искусство или гарантирует  долговечность его творчества? Не думаю. Это несомненно лучше, чем заголовок в новостях. Но Джоли  не известна как опытный коллекционер и не пользуется каким-либо авторитетом  у  мэтров  этого бизнеса. Возможно, если бы покупателем был Стив Мартин – коллекционер мирового уровня,  можно было бы говорить о каком-то влиянии.
Ой, подождите, вы не знаете, кто такие эти авторитеты в искусстве?  Это  те, кто  привержен искусству так сильно, что отказывают себе во многом ради него.  Это люди самого высокого порядка, которые посвящают свою жизнь коллекционированию и поддержке творческих личностей, которые прекрасно разбираются в искусстве, проводят свое время в созерцаниях и размышлениях о высоком.  Люди, которые находятся в гуще событий, в курсе всех частных и общих новостей и которые до конца своих дней пребывают в состоянии постоянной охоты. Вы много знаете таких? Нет, их совсем мало. Правда в том, что только совсем небольшой процент из тех, кто приобретает искусство, способен как-то влиять на формирование коллекций (а может даже и на историю искусства в целом) – и только они одни могут. И они обладают доверием. Потому что нам нравится полагаться на профессионализм, опыт и авторитетность. Другое дело, что этот небольшой процент людей  может поддерживать (а впоследствии и обожествлять) совсем небольшое количество художников. Кроме того, процесс обожествления так же требует вдумчивости, основательности, времени, независимо от того, какой художник, требуются годы и годы методичного продвижения через общественное мнение и неумолимую критику. Никогда ничего быстро не происходит, тем более ничего прочного.
Почему же наше внимание приковано к Бэнкси? За последние несколько лет его творчество так стремительно изменилось в цене, что трудно найти аналоги. Цены на работы, еще в 2004 стоявшие на планке 1000 долл.,  сегодня взметнулись до 100 000. И если мы посмотрим на разницу в этих двух точках, то вполне справедливо возникнет предположение, то ли рынок болен, то ли сам Бэнкси. Может быть не те счастливчики, которым удалось купить картины  по их нижней планке, но кто-то должен же быть обеспокоен! Неужели нет других способов потратить свои деньги?
Это Бэнкси . Его  мифический взлет и рост цен являются результатом бескомпромиссного творческого прессинга, от асоциальных выходок, вызывающих гнев  властей  до   иступленного интереса к его творчеству. Куча денег, которые крутятся вокруг этого, не имеют никакой основы под собой и в любую минуту могут  обесцениться. И вот, мы стоим, сложа руки, и ждем разворота событий.  Существует мнение, что очередной скандал приведет к еще большему взлету, и еще парочку похожих скандальных событий, и стоимость картин Бэнкси взлетит к 1000000 долл.  Но еще больше все боятся того, что вдруг Бэнкси отойдет от дел или возьмет паузу – что тогда начнется на рынке? Ведь не так много примеров в истории, когда художнику удавалось сохранить стабильность после перерыва, и что  тогда?  И куда теперь потратить свой миллион – инвестировать в 10-к картин Бэнкси или все же приобрести давно желанного Дега? Все это больше похоже на иллюзорный тоннель, в который вас завели,  и вы можете увидеть  только то, что вам показывают.
Кстати, пример с Бэнкси  также классический на рынке, правда,  из другого жанра – опасной спирали, не поддающейся контролю. Бэнкси – крупный игрок в той области, которая зависит от мощного продвижения, где популярность можно построить как лего, однако, с точки зрения стабильности и, тем более продолжительной перспективы  все это очень рисковано, чтобы не сказать больше. Все, кто  причастен сейчас к творчеству Бэнкси, оказались на одном корабле. Хватит ли у художника мощи  и дальше держать свой капитанский руль? Найдутся ли желающие вкладывать миллионы в это сомнительное мероприятие? Поживем,  увидим.


Итак, к чему мы пришли? Лучший способ оценить стоимость искусства – это все же проводить серьезный анализ рынка и прощупывать художника за художником, пока Вы не будете уверены в том, что делаете. Учитывайте не только реальную стоимость доллара,  но и заглядывайте в объективную перспективу. Следуйте здравому смыслу, а хотите ввязаться в игру, позаботьтесь  о гарантиях.


Перевод статьи с сайта Artbusiness.com

Права на перевод защищены законом об авторском праве. Вы можете скопировать текст с указанием ссылки на www.life-coach.org.ua